Этикетом на концертах называются некоторые социальные нормы для людей, посещающих музыкальные представления. В зависимости от характера представления они могут быть очень жесткими, равно как и довольно неформальными.
Довольно строг этикет для концертов, где исполняется классическая музыка, особенно если играет камерный оркестр. Такие аудитории предполагают полную тишину в зале, так как звук громче дыхания может помешать восприятию музыки. Не стоит на такие концерты надевать шляпы, так как они закрывают вид.
Концерты рок-музыки подразумевают более либеральную атмосферу. В ходе исполнения разрешено подпевать, почитатели таланта могут дико вскрикивать или даже снимать с себя предметы одежды, бросая их на сцену. Публика может поддерживать исполнителей во время медленных композиций зажженными зажигалками в вытянутых руках, которые покачиваются в такт музыке. В двадцать первом веке на смену зажигалкам пришли мобильные телефоны, и теперь вместо сотен огоньков на концертах можно увидеть светящиеся экранчики сотовых.
Общество, дожидающееся концерта или оперу, может спокойно общаться до того момента, как прозвучит третий звонок. Те, кто желает похлопать в конце конкретного произведения, должны быть внимательны, поскольку, например, в случае с «Патетической симфонией» Чайковского легко ошибиться (там есть несколько мест, когда музыка совсем затихает). Дирижер всегда обозначает окончание выступления, опуская руки.
Концепция тишины появилась в конце девятнадцатого века. Моцарт ожидал, что люди будут кушать и разговаривать во время его исполнения, и очень радовался, если вдруг в ходе исполнения произведения раздавались внезапные аплодисменты. Мэлер уже более требовательно относился к восхвалителям, и уточнил, что восторг зрителей должен иметь свои рамки. Вагнер в 1882 году вообще сказал, что его раздражают посторонние звуки со стороны слушателей.
В двадцатом веке аплодисменты, даже между действиями симфонии, стали котироваться как разрушения единства, и поэтому были причислены к плохому тону, хотя предполагается, что знающие люди поймут это как искреннее проявление восхищения. Нередко во время блистательной оперы зал разражается аплодисментами еще до того, как прекратиться музыка.
В западной опере крики зрителей приемлемы только во время аплодисментов. Практически всегда слово это «браво» (а в итальянском варианте еще и «брава» для исполнительницы). Оригинальный смысл этого слова – «великолепный, умелый», но в театральном контексте оно означает, что произведение прекрасно сыграно. Выкрикивание французских слов «анкор» или «бис» в конце концерта понимается как просьба о продолжении.
Возможно, самый известный конфуз, касающийся театрального этикета, случился на премьере балета Стравинского «Весна священная» в 1913 году. Музыка и танец, описывающий обряды призыва весны, вызвали негодование и свист толпы, за которыми последовали крики и драка за кулисами. На место происшествия прибыла парижская полиция, но им удалось принять только некоторые меры по восстановлению порядка. Хаос в ходе представления продолжался, и Стравинский был настолько расстроен приемом своего детища, что покинул зал на половине спектакля.